Мероприятия по снижению токсичности отработавших газов.

С целью снижения уровня эмиссии в атмосферу токсичных составляющих, попадающих в состав отработавших газов двигателя в результате испарения и неполноты сгорания топлива, а также для поддержания эффективности отдачи двигателя и снижения расхода топлива, современные автомобили оснащаются оборудованы целым рядом специальных систем, которые можно объединить под общим названием системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов. Рассмотрим наиболее распространенные системы:

1. Управление дозированием топлива.

Контроль над составом смеси осуществляют системы управления подачей топлива.
При коэффициенте избытка воздуха λ=0,9 двигатель работает с максимальной мощностью и крутящим моментом.

Оптимальная экономичность и минимальные выбросы CO и CH достигаются при работе на смесях с коэффициентом λ=1,1. Однако содержание в отработавших газах оксидов азота при этом оказываются максимальными.

Для работы двигателя в режиме холостого хода состав смеси должен характеризоваться коэффициентом λ=0,9 – 1,05.

Режим принудительного холостого хода (торможение двигателем) позволяет полностью отключить подачу топлива в цилиндры. Выбросы токсичных веществ будут отсутствовать.

2. Рециркуляция отработавших газов.

Направление части отработавших газов обратно в камеру сгорания (рециркуляция) применяется для уменьшения температуры сгорания смеси с целью снижения образования оксидов азота и расхода топлива. Однако при этом снижается и мощность двигателя.
Рециркуляция отработавших газов (система EGR) реализуется двумя способами: 1) внутренней рециркуляцией, обеспечиваемой управлением фазами газораспределения, и в первую очередь перекрытием клапанов; 2) внешней рециркуляцией, при которой отработавшие газы забираются на выходе из выпускного коллектора и через систему клапанов направляются обратно в камеру сгорания.
3. Вентиляция картера двигателя.
Так как токсичность картерных газов многократно выше отработавших, их выпуск в атмосферу запрещён. При работе двигателя картерные газы, системой вентиляции картера, перепускаются во впускной тракт двигателя, где смешиваются с рабочими газами и на такте впуска поступают в цилиндр для последующего дожигания.
4. Термическое дожигание отработавших газов.
Дожигание компонентов отработавших газов, которые не сгорели в цилиндре двигателя, происходит в выпускной системе, куда специальным нагнетателем подают дополнительный воздух, необходимый для протекания реакции дожигания.
С развитием систем каталитической очистки отработавших газов, термическое дожигание используется уже не столь широко как ранее.
5. Каталитическое дожигание.
Дожигание компонентов отработавших газов происходит в специальном приборе – каталитическом нейтрализаторе. Нейтрализатор монтируется в системе выпуска отработавших газов и размещается под днищем автомобиля. В корпусе нейтрализатора имеется керамический блок на который наносится покрытие из каталитического материала (металлы – Pt, Rh, Rd).
Нейтрализаторы окислительного типа осуществляют окисление CO и CH за счёт остаточного кислорода в обеднённых смесях или подачи в систему дополнительного воздуха.
Нейтрализаторы восстановительного типа восстанавливают NОx до безвредного азота.
Двухкомпонентные нейтрализаторы объединяют в себе нейтрализаторы окислительного и восстановительного типов.
Трёхкомпонентные нейтрализаторы (селективные каталитические нейтрализаторы) с λ – зондом на сегодняшний день являются наиболее распространённой и эффективной системой очистки отработавших газов. Кислородный датчик (λ – зонд) данной системы используется для расчёта соотношения воздуха и топлива в горючей смеси.
6. Системы с обратной связью (λ – регулирование).
Данная система обеспечивает нейтрализацию до 96% вредных веществ в отработавших газах. В системе используются два кислородных датчика. Один датчик устанавливается перед каталитическим нейтрализатором, другой после него. Датчики, измеряя количество свободного кислорода в отработавших газах, через систему управления подачей топлива влияют на состав топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Для обеспечения соответствующей очистки отработавших газов нейтрализатором, двигатель должен работать в узком диапазоне значений λ = 1±0,005, называемом «окном» каталитического нейтрализатора.

Мы находимся по адресу:

Москва,
Ферганская улица, д. 6, корпус 2

схема проезда

Новости и события: